Для нанесения изображений и текста на памятник используют четыре основных технологии: ударный или лазерный станок с ЧПУ, пескоструйная, ручная гравировка и скарпель.

Ударный или лазерный станок с ЧПУ

Метод нанесения надписей можно сравнить с технологией струйного принтера. Только вместо краски на натуральный камень идёт воздействие тонкой иглы с победитовым наконечником или луча лазера. Глубина обработки зависит от интенсивности работы иглы или мощности лазера.

Ударный станок с ЧПУ

Принцип работы таков, фотография или картинка (виньетка) обрабатывается на компьютере и переводится в специальный формат (битовое изображение с различной плотностью точек), после чего компьютер управляет станком, передавая ему «карту» изображения. В некоторых случаях изображение загружается в станок с внешнего носителя (обычно флэшки). Далее, следуя программе, станок выбивает или выжигает лазером изображение на камне, иглой – глубже, лазером менее глубоко, но более быстро.

Лазерная гравировка

Компьютерная гравировка позволяет отображать полутона и тени, за счет плотности точек, изображения получаются «объемными». Большинство заказов выполняют этим методом, это быстрее и дешевле.

Пескоструйная

Гравировка под трафарет. Сперва на плоттере в специальной пленке вырезаются нужные формы. Пленка плотно крепится к памятнику, сверху под большим давлением подается абразив. Он сбивает полировку, получается матовая поверхность. Этот способ подходит для нанесения надписей, дат, плоских картинок.

Ручная гравировка

Самый дорогой способ изобразить портрет на памятнике. Каждая гравюра выполняется художником индивидуально, времени на портрет уходит много, а мастер должен быть опытным и талантливым.

Ручная гравировка

Процесс происходит следующим образом: художник сканирует фото-исходник и распечатывает его в нужном размере. Под распечатку подкладывается специальная копирка. Мастер крепит фото к памятнику в нужном месте копиркой вниз и обводит контуры. Потом фото снимают, а сверху присыпают мраморной пудрой. Так на поверхности проявляются контуры будущего портрета, по ним гравером (ручной ударный инструмент с иглой)), пучком с победитовыми иглами (инструмент, похожий на карандаш) художник «набивает» гравюру, а после прорабатывает детали.

По сравнению с другими видами, ручная гравировка дает самый качественный результат. Изображение получается глубоким, ярким, долговечным. К тому же художник может внести в исходник корректировки по желанию заказчика. Например, убрать очки, подправить прическу, изменить одежду, наклон головы, сделать взгляд более выразительным и живым.

Скарпель

Скарпель – это инструмент для черновой, получерновой и чистовой ударной обработки (тесания) камня. Скарпель представляет собой граненый или круглый стержень, расширяемый к одному из концов в острую лопатку с углом от 15 до 50 градусов, долото для работы по камню.

Обычно с помощью скарпели наносят надписи: ФИО покойного, дата рождения и смерти.

Резьба по камню скарпелью отличается от гравировки большей глубиной обработки, таким способом можно не просто нанести надпись или рисунок 2D на надгробие, но и высечь профиль усопшего в виде барельефа, сделать саму надпись объёмной, виньетку буквально трёхмерной.

От чего зависит качество портрета на камне? В первую очередь от качества исходной фотографии, чем оно выше, тем лучше будет результат. Если фото не очень, требуется его корректировка — ретуширование. Профессиональная ретушь позволяет сделать нечеткий снимок более качественным, иногда ретушер прорисовывает недостающие или нечеткие элементы: глаза, губы, нос, овал лица и т.д. Ретушь требуется и тогда, когда портрет усопшего выполняется на керамике.

Практика показывает, что всегда требуется сканирование портрета и его доработка на компьютере в специальных программах, отрисовка некоторых элементов, которые делаются более выразительными, с четкими контурами, чтобы они не «потерялись» на камне.

У нас вы можете заказать ретушь фотографии перед нанесением изображения на камень.